
Об экзамене на пояс
По японским традициям глубину знания и опыта в разных аспектах жизни обозначают разные цвета пояса в традиционной японской одежде. Такое явное различие знаний сформировалось как педагогическая система для поощрения молодых учеников.
Этот способ, кроме искусства будо, успешно используется в других случаях жизни.
В каратэ тоже сформировалась отражающая официальное признание технического и умственного уровня система поясов. Каратэист на тренировках тренируется в кимоно, которому соответствует пояс.
Создатель современного каратэ Г.Фунакоши с помощью цвета поясов хотел однозначно определить место каратэиста в существующей иерархии. Он правильно заметил, что для начинающего каратэиста необходима стимулирующая система, которая способствует его продвижению и явным образом свидетельствует о его прогрессе. Пояс — это награда за труд, стимул для продолжения занятий и формальное отображение определенного технического и умственного уровня.
Из этого определения следует так же и то, чем не является степень. Приобретение степени пояса не является целью каратэиста. По мнению Г.Фунакоши цель каратэ — усовершенствование выполнения упражнений и развитие характера.
Степень эта характеризует только каратэиста. Другими словами, система поясов в каратэ не является системой характеристики бойцов.
Победа в соревнованиях доказывает, что этот человек хороший боец, но не то, что он хороший каратэист. Каратэиста характеризует пояс и содержание его цвета, а бойца — система, созданная федерацией (второй, первый разряд и т.д.).
В других видах борьбы, например дзюдо, совмещаются эти две системы, и результат в борьбе является требованием для сдачи экзамена, а достижение определенного разряда зависит от цвета пояса. Частично это объясняется тем, что дзюдо постепенно теряет характер будо.
Итак, по определению, степень пояса это:
- вознаграждение за проделанную работу;
- стимул к дальнейшему труду;
- обозначение технического уровня;
- обозначение умственного уровня.
Из этих аспектов только один указывает на технику. Фунакоши считал пятью важнейшими составляющими элементами каратэиста: характер, лояльность, усердие, этикет и контроль. Из них ни один не является техническим аспектом. По представлению Фунакоши техника и ее усовершенствование являются только средством, а целью — познание самого себя, победа над своей слабостью, а в конечном итоге — развитие, наших человеческих ценностей вообще.
В Японии невозможно представить нашу европейскую практику, по которой начинающий каратэист пренебрежительно высказывается о мастерах высокого класса, критикуя их техническую подготовку. Тот, кто ведет себя таким образом недостоин звания каратэиста, ведь у него не хватает в характере покорности, уважения к мастерам и учителям, а в конечном итоге — ко всему каратэ-до..
В Японии и западноевропейских странах с большими традициями каратэ начальные степени поясов присваивают мастера высокого ранга, которые постоянно следят за развитием своих учеников и могут легко сформировать мнение об их знаниях и свойствах характера.
В Украине каратэ делает первые шаги, в большинстве клубов нет учителей подходящего уровня, поэтому экзамены на пояс проводятся периодически, при посещении клуба мастером. Экзаменатор впервые видит ученика, поэтому может судить только о его техническом уровне. Эта практика часто приводит к крушению надежд прилежного, но недостаточно технически подготовленного каратэиста, если он не сдает этот экзамен. Хотя, в конечном итоге, провал на экзамене — отличный пробный камень для воли и характера.
Определение говорит о степенях поясов только каратэ. Нельзя путать с подобными системами поясов в других видах будо. Другие дальневосточные, европейские, американские виды спорта, система элементов которых похожа на каратэ (тхейквандо и др.), переняли систему степеней, но эти системы не соответствуют поясам каратэ, поскольку наполнены другим смыслом, в основе этих систем лежат другие квалификационные требования.
Наконец, определение поясов каратэ обращает внимание на очень важный факт, что степень пояса является формальным отражением содержания. Предостерегаем всех каратэистов от погони за поясами. Пояс без содержания рано или поздно отомстит за себя. Мы всегда должны стремиться к обогащению своих знаний, а не к поясам. Наша цель — содержание, а не пустая форма.
В сформировавшейся практике системы поясов каратэ различают начинающие и мастерские степени. Названия начинающих — Кю, а мастерских — Дан. Существуют 10 начальных степеней (в некоторых системах 6) и 10 мастерских. Начальные от 10 до 1, а мастерские от 1 до 10. Начальные степени обозначают разными цветами пояса и полосками на нем, а мастерские — черным поясом.
В Японии до Второй мировой войны система поясов была единой, и начальные степени обозначаются двумя цветами: от 10 до 3 кю белый пояс, а от 3 до 1 — коричневый. Во время распространения этого вида боевого искусства японские мастера правильно заметили, что европейский человек больше нуждается в явном подтверждении его продвижения в технике, японец же легче переносит тяжелые монотонные тренировки без всякой награды.
Заметив эту разницу, японцы в Европе ввели больше цветных поясов. По этой системе до 6 кю — белый, потом желтый, оранжевый, зеленый, синий, коричневый. Некоторые федерации потом ввели самостоятельно: 9 — белый, 8 -желтый, 7 — оранжевый, 6 — зеленый, 5, 4 — синий, 3, 2, 1 -коричневый. Существует система мастера Миязаки (Бельгия), которая является промежуточной между японской и европейскими системами. От 10 до 6 кю — белый пояс, 5-4 — синий, 3, 2, 1 — в соответствий с японской системой — коричневый. Существуют также и другие системы.
В мастерских степенях каратэисты носят черный пояс. Для различия Данов в некоторых организациях на пояс пришивают полоски или вышивают японскими иероглифами степень Данов, хотя многие организации не пытаются выделять даны на поясе, когда он достиг черного цвета. Некоторые национальные федерации для торжественных случаев допускают использование мастерами выше 5 Дана красного пояса, но это уже европейское явление.
В сильной иерархии четырех главных направлений каратэ (Шотокан, Годзю-риу, Шито-риу, Вадо-риу) большим уважением пользовался каждый стиль. Очень трудно было постичь мастерские степени. Для этого требовалось много труда, воли, выдержки. Характерно, что в жизни Фунакоши самой высокой степенью был 5 Дан.
Поражение во Второй мировой войне вызвало большие потрясения в Японии. Распалась система ценностей. Людей вынудили разочароваться в своих надеждах и вере. Эти события не могли не затронуть структуру и внутренний порядок каратэ. Во время войны погибло много авторитетных мастеров каратэ, бывшая иерархия распалась. Появились новые школы, руководители которых стали рваться к превосходству над другими стилями. Иногда случались стычки между школами, не носящие спортивный характер.
Фунакоши говорил о множестве ложных мастеров, создававших школы и объявлявших, их самыми совершенными. Он также полагал, что кроме падения технического уровня, сильно обесценился духовный фактор. К сожалению, слова мастера актуальны и поныне. Этот процесс отражается и в девальвации системы поясов. Дальнейший процесс осложняется еще и тем, что европейские федерации начали давать мастерские степени независимо, от японцев.
Таким образом, мастерство, отражаемое поясом, сильно отличается в зависимости от того, где, когда и кому сдавался экзамен на пояс.
Этот процесс не мог не затронуть стиль Шото-кан. Слава Богу, стиль Шотокан имеет самую сильную организационную и профессиональную систему, возглавляемую неоспоримым авторитетом Фунакоши. В результате труда Японской ассоциаций каратэ удалось достичь единого высокого профессионального уровня. С помощью сети инструкторов ассоциации, каратэ Шотокан в Европе набрало силу. Хотя в последнее время, после смерти главного инструктора Японской Ассоциации Каратэ сэнсея М. Накаямы, в самой JКА начались разногласия в руководстве, что значительно ослабило и раздробило её.
Чтобы упорядочить систему, все мастерские степени можно получить только у инструкторов, имеющих разрешение соответствующей международной федерации или ассоциации каратэ.
При составлении материала экзамена на кю за основу брались материалы международного регламента сдачи экзамена. Данный материал экзамена составлен с учетом Украинских особенностей.
Технические упражнения усложняются постепенно от движения кихон к движению кумитэ. Материал экзамена кю должен помочь в составлении методик тренировок.
Теоретические вопросы имеют своей целью привлечь каратэиста к изучению истории и других процессов развитая каратэ.
Каратэ постоянно развивается. В наши дни непосредственной целью является объединение мировых федераций, создание единой системы соревнований и участие в олимпийских играх. Учитывая быстрое развитие, нынешняя система экзаменов возможно потребует в ближайшее время изменении и дополнений, но будем надеятся, что настоящая программа будет помогать в преодолении первых трудностей.