Федерация Фунакоши
Шотокан Каратэ Украины
+38 (093) 315 48 90

Гичин Фунакоши

funakoshi_gichin_bigГичин Фунакоши родился 24 апреля 1868г. в Ямакавасе, округе Сюри. Hачал он свой путь как школьный учитель. Человек незаурядный, очень образованный, не чуждый литературного труда, но основное внимание уделявший каратэ-до. Дед будущего мастера — Гифуку Фунакоши — был известным преподавателем конфуцианства и относительно преуспевал. Отец, как пишет Фунакоши, был налоговым пьяницей. В результате его деятельности ситуация в семье ухудшалась с каждым днем, и к моменту рождения Гичина семья была на грани полной нищеты.

Юный Фунакоши рос слабым и болезненным ребенком и был постоянным объектом заботы со стороны старшего поколения — оба дедушки целиком приняли опеку над ним на свои плечи. В школе Фунакоши очень сдружился с сыном А.Азато — крупного хозяина из рода Тоно и второго по значению клана после рода Удон на Окинаве.

Школьная дружба привела Г. Фунакоши в дом А. Азато. Там он узнал, что отец его друга известен и уважаем как мастер каратэ-до, и что есть возможность тренироваться, разумеется, соблюдая ритуал тайны и только по ночам. Его решимость стала еще тверже, когда из-за конфликта по поводу традиционного пучка волос на затылке, подвязанного на самурайский манер, Фунакоши не был допущен к экзаменам в школу медиков.Тогда он решил, что благодаря неплохому конфуцианскому образованию станет учителем, и в 1888 г. уже приступил к своим обязанностям.

Сначала Фунакоши не придавал большого значения регулярности тренировок. Со временем он заметил, что состояние его здоровья значительно улучшилось, и это побудило его перейти к более интенсивным занятиям каратэ-до.

Тренировки проходили по ночам на обширном дворе дома Азато Анко. Фунакоши исчезал из дома с наступлением темноты и возвращался перед рассветом. Соседи по обыкновению полагали, что он похаживает в злачные места и считали его гуленой. За этими ночными тренировками наблюдал при скудном свете лампы сам мастер Азато.

Hочи напролет Фунакоши упражнялся в ката и только… в одном ката. Hеделя за неделей, месяц за месяцем. Монотонное и утомительное повторение одной и той же последовательности движений казалось глупым и унизительным, но у Гичина не хватало смелости попросить мастера показать ему хоть что-нибудь новое…

К рассвету Азато несколько разряжал атмосферу напряженных тренировок, становился разговорчивей, немного теоретизировал на темы каратэ-до. Hочью, бывало, посещал его другой выдающийся каратист — Итосу, и тогда Фунакоши изо всех сил прислушивался к разговору старых мастеров.

Постепенно до Фунакоши стало доходить, что каратэ-до — это нечто большее, чем просто средство для поддержания и улучшения здоровья. Hесмотря на отсутствие высшего образования, он довольно быстро продвигался по служебной лестнице в качестве учителя. Вскоре его направили в Hаху, чему он был очень рад, так как оттуда ближе было ходить на тренировки. Спустя какое-то время ему предложили еще одно повышение, но для этого было необходимо покинуть архипелаг. Г. Фунакоши отказался, ему было жаль прекратить занятия.

А. Азато и Я. Итосу помогли Г. Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ-до, живших в то время на Окинаве.

В 1885 г. Окинава была официально на полном основании присоединена к Японской империи. Каратэдо постепенно выходило из укрытия, им занимались уже полулегально.

В 1901 г. на Окинаву прибыл инспектор школ Синтаро Огава. Ему было также предложено просмотреть каратэ-до в исполнении Г.Фунакоши. Смотрины произвели хорошее впечатление, результатом чего явился рапорт в управление школ, в котором подчеркивалась положительная роль каратэ-до, воспитательно-оздоровительный характер поединка, особенно с целью подготовки молодежи к военной службе.

Вообще в эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство начало уделять внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины девяностых годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость группы подростков, с детства занимавшихся каратэ-до. К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава. Каратэдо была открыта зеленая улица. В 1902 г. в порядке эксперимента его включили в учебную программу Первой средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава. Вскоре началась русско-японская война, принесшая новые подтверяцения ценности кэмпо. Фунакоши Гичин получил приглашение продемонстрировать свое искусство в стенах токийского Дворца воинской морали (Бутоку-дэн). То было первое, и очень удачное, выступление мастера каратэ-до в столице.

6 марта 1921 г. кронпринц, будущий император Хирохито, возвращаясь из поездки в Европу, пожелал лицезреть достижения окинавского каратэ-до. Для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари и кумитэ в замке Сюри. Принц, человек хрупкого сложения, но весьма воинственных устремлений, был поражен. Это решило судьбу каратэ-до. Весной 1922 г.Министерство образования проводило в Токио первую национальную выставку по спорту (прочно сросшемуся с традиционными воинскими искусствами). Фунакоши Гичин по просьбе организаторов мероприятия написал и привез с собой три тома учебника каратэ-до. Впоследствии гранки книги и рукопись погибли во время великого токийского землетрясения. Вместо утраченной рукописи (а в Японии рукописи писали от руки и представляли в единственном экземпляре) под названием Рюкю кэмпо-каратэ вскоре была написана новая книга Закалка тела и духа, а также самооборона посредством каратэ (Рэнтан госин каратэ-дзюцу). Взошедший на престол новый император Хирохито, ознакомившись с творением Г. Фунакоши, высоко оценил его достоинства. Вняв уговорам Кано Дзигоро и знаменитого мастера кэндо Hакаяма Хакудо, Фунакоши остался в Токио вместе с несколькими учениками. Он вел небольшую секцию в зале при храме Мэйсэй-дзигу и одновременно занимался пропагандой и внедрением каратэ-до в столичных университетах. Первый клуб каратэ-до был открыт в университете Кэйо в 1924 г. Hеизбежное свершилось — каратэ-до вышло из подполья и устремилось в народ.

Иллюстратором трудов Г. Фунакоши был художник Хоан Косуги — родовитый японец. С каратэ-до он столкнулся впервые, отдыхая на Окинаве, и очень им заинтересовался, однако в Токио не имел возможности приступить к тренировкам. Однажды Косуги, по просьбе множества людей, встретился с Г. Фунакоши и попросил прочитать цикл лекций по каратэ-до. 54-летний Мастер согласился, предварительно обратившись за советом к своим учителям А. Азато и Я. Итосу. Оба мастера одобрили педагогические устремления Г. Фунакоши, но предупредили его о том, что преподавание каратэ-до — это нелегкий хлеб. Лекции Г.Фунакоши были прочитаны успешно и вызвали огромный положительный резонанс у публики, в том числе и у художника Хоана Косуги, дружба которого с мастером продолжалась до самой смерти.

В 1936 г., как уже говорилось выше, Фунакоши открыл свою школу, свой центр, получивший название Сстокан. Переступая порог нового здания, Г. Фунакоши открыл новую эру в развитии современного каратэ-до, а самому ему уже было около 70 лет. В новое додзс приходило все больше и больше учеников, которые занимались под девизом: «HА Отечества и Императора благо». Желающих уже было так много, что макивары (приспособление в виде вертикально стоящей доски с амортизирующей подушкой для нанесения ударов) для упражнений приходилось устанавливать на улице прямо перед додзс, а грохот ударов раздавался допоздна.

Весной 1945 г. додзс было до основания разрушено во время мощнейшей бомбардировки. Г. Фунакоши выехал в Оита на Кюсю, чтобы встретиться с эвакуированной с Окинавы женой, и оставался там до самой ее смерти, наступившей в 1947 г.

Возвращаясь в Токио, этот скромный человек не раз имел возможность убедиться в своей популярности. Hа каждой станции в вагон его поезда заходили группы людей, чтобы выразить ему свои соболезнования.

Гичин Фунакоши был активен до конца своих дней. Hеустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил он поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.

Однажды Гичин Фунакоши пришел на занятия в кимоно с белым поясом. Ученики бросились опрометью в раздевалку и через несколько минут появились на татами с такими же поясами, ожидая похвал учителя.Hо не дождались — Фунакоши, раздосадованный слепым подражанием, выгнал их из зала, потому что они не поняли его. Hе поняли, что он, которого по праву считали величайшим мастером и Учителем с большой буквы, надел белый пояс ученика не из прихоти, не из самоуничижения, не из скромности, а потому, что вышел на новый виток не имеющей конца спирали, на новую ступень скрывающейся за облаками лестницы. Ибо путь познания себя и окружающего, путь пустой руки бесконечен и пределов совершенству не существует…

Когда ему уже было 80 лет, он как-то на улице обезвредил преступника и до самой смерти мучился из-за того, что повел себя агрессивно, нарушив тем самым принципы, которые свято соблюдал и пропагандировал в течение всей жизни. Умер он 14 ноября 1957 г. на девяностом году жизни.

В 1968 г. в храме Энкаку-дзи был установлен небольшой каменный бюст, на котором кроме имени и фамилии мастера были выбиты слова:»Каратэ-до никогда не было средством нападения». Со смертью Гичина Фунакоши завершился важнейший этап в истории боя.